Научно-методическая деятельность в МБОУ г. Иркутска лицее №3 – это система мер, базирующаяся на достижениях науки, передового педагогического опыта, направленная на всестороннее повышение компетенции, профессионального мастерства педагогов.
Стратегические ориентиры определены в Программе развития лицея «Лицей будущего: от компетентности педагогов – к самостоятельности учеников» (2021 – 2026)
Так, реализация идеологии единого образовательного пространства в лицее через Программу развития «Лицей будущего: от компетентности педагогов – к самостоятельности учеников» предполагает решение следующих стратегических задач:
- Создание в лицее личностно-развивающей образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала лицеистов и педагогов, созданию условий для достижения образовательных результатов согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов на уровнях основного общего и среднего общего образования с учётом международных сравнительных исследований качества образования.
- Развитие внутрифирменной системы сопровождения личностного роста педагогов, направленной на развитие метапредметной профессиональной компетентности педагогов и построение системы персонифицированного профессионального развития, обеспечивающей своевременную методическую подготовку педагогов с нацеленностью на достижение планируемых образовательных результатов.
- Совершенствование механизмов формирования самостоятельности и развития личностного потенциала лицеистов в воспитательный процесс образовательной организации.
- Совершенствование образовательного процесса на основе современных технологий обучения по направлениям: знание, воспитание, здоровье, творчество, профориентация, учитель, школьные команды, школьный климат, образовательная среда.
- Наполнение предметно-пространственной среды в перспективе цифровизации образования для расширения возможности индивидуализации образовательного процесса с нацеленностью на достижение планируемых образовательных результатов.
- Расширение возможностей образовательного партнёрства для повышения качества освоения содержания учебных предметов в практическом применении
- Обеспечение перехода на следующий уровень соответствия модели «Школа Минпросвещения России».
Основные приоритетные ориентиры (перспективные глобальные цели) развития МБОУ г. Иркутска лицея №3 на предстоящий период:
- реализация идеологии единого образовательного пространства по направлениям:
- Знание
- Воспитание
- Здоровье
- Творчество
- Профориентация
- Учитель
- Школьные команды
- Школьный климат
- Образовательная среда
- создание равных условий для каждого обучающегося независимо от социальных и экономических факторов
В связи с этим определена тема методической работы лицея на 2024-2025 учебный год: «Становление самостоятельной успешной личности лицеистов, обладающих высоким уровнем развития учебной, познавательной, исследовательской, творческой, здоровьесберегающей, практической (бытовой), нравственно-ценностной самостоятельности, совершенствование профессиональной компетентности педагогов через создание личностно-развивающей образовательной среды в лицее»
Цель: повышение профессиональной компетентности учителей, создание условий для развития учительского потенциала с целью успешной реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, совершенствование педагогического мастерства учителей в целях обеспечения качества образовательного процесса и успешности обучающихся через использование системно-деятельного подхода в обучении.
Тактические задачи на 2024-2025 учебный год:
По направлению «Воспитание» |
|
|
Обеспечить развитие воспитательной среды в лицее для формирования ценностных ориентаций обучающихся |
|
Обеспечить реализацию профминимума в лицее |
|
Создать в лицее условия для максимального участия обучающихся в деятельности детских общественных объединений, в движении добровольчества, Российского движения детей и молодежи |
|
Повысить долю участников проектов открытой платформы «Россия – страна возможностей» |
|
Обеспечить качественную работу Центра детских инициатив |
По направлению «Образование» |
|
|
Обеспечить совершенствование лицейского образовательного пространства и внутришкольной системы оценки качества образования в соответствии с требованиями обновленных ФГОС. В рамках плана работы ВСОКО в 2024/25 учебном году следует: 1) запланировать мероприятия, направленные на анализ текущего оценивания педагогов «группы риска», в работе которых выявлены несоответствия требованиям локальных актов МБОУ г. Иркутска лицея № 3 по итогам 2023/24 учебного года; 2) запланировать мониторинг работы педагогов в электронном журнале в рамках плана внутришкольного контроля на 2024/25 учебный год; 3) зав. кафедрами включить в план работы на 2024/25 учебный год вопросы организации учителем оценочной деятельности на уроках; 4) зам. директора по УВР провести с педагогами методическую учебу по вопросам использования критериального оценивания и средневзвешенного балла при осуществлении промежуточного оценивания; 5) зам. директора по НМР включить в план ВШК мероприятия для педагогов по повышению объективности оценивания. |
|
Обеспечить соответствие лицея уровню не ниже среднего и переход к следующему уровню по итогам самодиагностики проекта «Школа Минпросвещения России», внести необходимые корректировки в Программу развития лицея |
|
Обеспечить ресурсное (кадровое, материально-техническое, программно-методическое) обеспечение для реализации новых ФОП по предметам «Труд (технология)» и «Основы безопасности и защиты Родины» |
|
Расширить практику применения цифровых ресурсов, таких как государственная информационная система «Моя школа» и платформа «Сферум» |
|
Обеспечить повышение уровня функциональной грамотности до среднероссийских значений: 1) в план работы на 2024/25 учебный год включить мероприятия по обмену опытом в области формирования и оценки функциональной грамотности на различных уровнях; 2) расширить в практике преподавания отдельных предметов применение заданий, методов и приемов, способствующих формированию функциональной грамотности; 3) использовать возможности программ внеурочной деятельности для расширения надпредметной сферы, включающей ключевые компетенции, соответствующие функциональной грамотности; 4) использовать на уроках сертифицированные задания по функциональной грамотности, опубликованные в открытом доступе, в системе на уроках использовать задания РЭШ во время закрепления и систематизации знаний; 5) в рамках текущего контроля и промежуточной аттестации включать задания разных типов, аналогичных заданиям, представленным в диагностиках по функциональной грамотности; 6) провести анализ типичных затруднений обучающихся по различным видам функциональной грамотности; 7) использовать потенциал современных образовательных технологий, отдельных методик, приемов и стратегий, формирующих метапредметные результаты и способствующих развитию функциональной грамотности. |
|
Повысить долю обучающихся с высокими результатами, в том числе результатами ВсОШ, перечневых олимпиад через организацию методического сопровождения (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми) |
По направлению «Кадры» |
|
|
Обеспечить совершенствование условий профессионального развития, в том числе на основании диагностики уровня профессиональных компетенций. Разработать индивидуальные графики профессионального развития и непрерывного повышения квалификации педагогических работников |
|
Обеспечить продвижение современных форматов научно-методической работы в лицее: наставничество и координацию научно-методического обеспечения образовательного процесса для сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников |
|
Обеспечить снижение бюрократической нагрузки на педагогов |
|
Организовать курсовую подготовку по направлениям: повышение профессионального уровня в условиях реализации обновленных ФГОС и ФОП, повышение профессионального уровня педагогов в вопросах цифровой грамотности, дистанционных форма образовательного взаимодействия и современным ИКТ (в рамках корпоративной системы повышения квалификации) |
|
Продолжить работу по обмену опытом внутри лицея и с педагогами и города, области и др. Во 2 модуле 2024/25 учебного года провести Методическую неделю открытых уроков – интерактивная сессию «В поисках функциональных и компетентностных смыслов» в рамках БОП РТПК ГАУ ДПО ИРО |
Лицей – участник Программы Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала (РЛП) – с 2021 года успешно реализует управленческий проект «ЛИЦЕЙ – ШКОЛА ОТКРЫТЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: от компетентного учителя – к функционально грамотному ученику через создание личностно-развивающей образовательной среды» (сокращенное название: «Лицей – школа открытых возможностей»), получивший высокие оценки представили экспертов – сотрудников лаборатории развития личностного потенциала в образовании НИИ урбанистики и глобального образования МГПУ, Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» и Института развития образования Иркутской области.
Программа РЛП помогла нам по-новому взглянуть на возможности и условия для развития в лицее личностного потенциала учащихся и педагогов, наметить ориентиры для создания личностно-развивающей среды, в которой условия превращаются в возможности развития и в которой
1. учащийся сможет удовлетворить свои ключевые психологические потребности, обрести субъективное благополучие, развить в себе личностную зрелость и гибкость, что проявится в налаживании гармоничных отношений с педагогами, родителями и друзьями, раскрытии внутренней мотивации к познанию, достижению и саморазвитию;
2. педагог, обеспеченный передовыми методиками и инструментами для работы с детьми, приобретет интерес к личностному и профессиональному развитию;
3. лицей усовершенствует и/или изменит свою внутреннюю культуру, перезапустит профессиональную инициативу педагогов; инициирует новые формы работы с родителями; примет участие в создании на уровне города и области профессиональных сообществ, мотивированных на работу по развитию личностного потенциала.
Кроме того, участие в программе РЛП позволило лицею в 2023 году стать базовой опорной площадкой РТПК ГАУ ДПО ИРО по теме «ЛИЦЕЙ – ШКОЛА ОТКРЫТЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ: от компетентного учителя – к функционально грамотному ученику через создание личностно-развивающей образовательной среды» и продолжить свою деятельность в данном качестве в 2024 году.
С продуктами и материалами инновационной деятельности лицея можно ознакомиться в разделах «Функциональная грамотность», «ЛРОС» и «Базовая опорная площадка».